Колишній “дорожній король”, який ремонтував дороги на Буковині, розповів, що відкати на “Великому будівництві” доріг дають у криптовалюті, а самі ремонти могли би вартувати на 30 відсотків дешевше

Донедавна герой інтерв’ю був відомий лише у вузькому колі осіб, пов’язаних з будівництвом та ремонтом автошляхів. Проте він потрапляв у поле зору журналістів BukNews, оскільки його діяльність торкалася також і Буковини. Щоб отримати уявлення про кого йдеться, достатньо набрати прізвище Араїка Амірханяна у пошуковику нашого сайту. 

Попри те, що озвучена ним інформація потребує перевірки, оприлюднено її на надійній інформаційній площадці, а її зміст має суспільно важливе значення. 

В інтерв’ю він розповідає про тіньову економіку ключового іміджевого проєкту президента, відкати на “Великому будівництві” та ролі в цьому процесі Юрія Голика, Кирила Тимошенка, Андрія Єрмака та Володимира Зеленського. 

— Для начала объясните читателю, кто вы и какое отношение имеете к дорожному строительству.

— Мой отец со своими братьями строили дороги в Украине еще в союзные времена – это были 1960-е годы. Можно сказать, что я занимаюсь строительством дорог с 14 лет. У нас это по династии идет.

Начинал с Одесской области в 2003 году, потом мы строили дороги в Одессе. Позже мы начали развиваться и работать с региональными службами “Укравтодора” на дорогах государственного значения, стали получать подряды, принимали участие в строительстве трассы Киев – Одесса.

Потом мы развернули деятельность по многим областям: Николаев, Херсон, Ивано-Франковск, Львов, Черновцы. Потом зашли в Винницу. Частично выполняли работы в Полтавской и Сумской областях.

На тот момент мы входили в десятку крупных в стране компаний по объемам строительства. Пусть объемы финансирования строительства и были не такие большие, как сейчас.

С Одесской службой автомобильных дорог, которая подчиняется “Укравтодору”, мы начали работать, когда строили трассу Киев – Одесса. Мы получили там несколько километров подряда. Это были 2006-2007 годы.

Потом, когда финансирование из госбюджета было маленькое, мы сосредоточились на межрегиональных дорогах. Компания наша называлась “Дорлидер”.

О способах передачи денег, ролях Тимошенко, Ермака и Зеленского

— В контексте “Большого строительства” мы часто слышим выражение “поделиться маржой”. Можете перевести это на понятный язык?

— Если мы затрагиваем вопрос маржи, то в первую очередь этим вопросом должно заниматься НАБУ, но, к сожалению, они работают по-другому.

Представьте ситуацию: вы подрядчик, вашу победу на аукционе отменяют, снимают финансирование, чтобы вы пришли на поклон. Вы обращаетесь в НАБУ, а вам говорят: мы вам ничем не можем помочь, потому что мы можем только брать на фактах взятки, на коррупции.

То есть, если у вас будут просить деньги, мы готовы вам дать меченые купюры, и когда вы будете их передавать, то в этот момент мы их арестуем. Но это уже устаревшая тема. Сегодня уже время криптовалюты, биткоина, никто не несет живые деньги с рук в руки. Это уже пройденный этап, как каменный век.

К власти пришли “ІТ-шники”. Это люди, которые лучше кого-либо знают эти истории с криптовалютами, биткоином. Они могут электронные деньги перевести и об этом не будут знать ни НАБУ, ни ДБР, ни кто-либо еще.

— Давайте уточним. Правильно ли я понимаю, что сейчас откаты на “Большом строительстве” производятся в криптовалютах?

— Верно. У меня есть информация, что сегодня даже СБУ от всех тендеров получает за прикрытие дорожников 0,5%. Это получают в криптовалюте.

— Вы можете оценить приблизительный уровень “заработка” власти на “Большом строительстве”?

— Говорят, что они собирают где-то 10% от объема. Посчитайте, сколько это денег от 100 миллиардов гривень.

— Вы говорите об искусственном завышении стоимости дорожного строительства?

— Конечно, идет дополнительный расход средств.

— Если взять условные 100 миллиардов гривень, то сколько из этой суммы реально не доходит до дорожного строительства с учетом откатов и завышения стоимости строительства?

— Условно говоря, 10 там, 10 там и еще 10 там. Думаю, процентов на 30 работы могли бы стоить дешевле. Просто, понимаете, никакая финансовая инспекция не сможет определить то, что мы можем определить. Только дорожник может вычислить, где воруют деньги на дорогах.

— А по поводу качества этих дорог?

— Когда мы с западной экспертной организацией проведем лабораторные исследования, тогда вы получите результаты. Пока я не могу говорить.

— Чем все закончится, как вы думаете?

— Чем может закончиться? Они же не вечные. В любом случае это не пройдет безнаказанно, и мы докажем нашу правоту. Докажем, что в Украине существуют междусобойчики, что ни в какую Европу она не готова идти, что в Украине коррупция стала еще больше, чем была.

ЭП неоднократно обращалась к Александру Кубракову и когда тот руководил “Укравтодором”, и во время его пребывания в должности министра инфраструктуры с предложением об интервью. Редакция готова дать возможность Кубракову ответить на обвинения, которые прозвучали в его адрес.

Джерело: Зеленський і Велике будівництво – про дороги і відкати – Юрій Голик та Кирило Тимошенко | Економічна правда (epravda.com.ua)

BukNews